Интернет магазины
 
Искать:
RSS
Қазақша
Русский
English
 
 
Аппарат акима города Жезказгана > Аппарат акима > Официальные документы > Послания Президента > Послание за 2000 год 100%
 
 
 
 
Имя:
Пароль:
Регистрация
Новости...
НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ…
НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ… У жителей отделенных городских микрорайонов Костангельды и Бекболатсай (бывшие поселки Рыбачий и Комбинатский)  без преувеличения – настоящий праздник:  наконец-то в их дома проведены трубы для подачи холодной питьевой воды.  Вода теперь поступает в необходимом объеме  и с хорошим напором из новеньких полиэтиленовых труб, которые,  с одной стороны, не подвержены коррозии и не разрушаются временем так стремительно, как, например, железные трубы.   Углубленные в грунт на глубину до двух метров они не замерзают и суровые в зимние морозы. Все это счастье стало возможным благодаря реализации масштабной государственной программы  «Ак булак», в рамках которой и начались еще в прошлом году работы по замене старых труб на новые и проведение холодной воды в дома этих микрорайонов города. Эту реконструкции водовода  осуществляет ТОО «Сарыарка», выигравшая тендер на выполнение этих работ.  Всего на реализацию этой программы уже затрачено 490 миллионов тенге и в настоящий момент выполнено 80 % от объема  всех запланированных  работ. Причем для жителей улицы Букурова долгожданная вода поступила даже раньше намеченного срока, так как по плану все работы должны завершиться лишь  к ноябрю месяцу этого года. А дело было так,  здесь,  как говориться,  не было бы счастья,  да несчастье помогло:   на этой улице в самое пекло, в разгар  летнего зноя,  прорвали трубы холодной воды. Работники ПТВС  после долгих и убедительных звонков жителей  приехали на место аварии и просто отключили воду.  А ремонтировать трубы  они категорически отказались, мотивировав это уже привычным аргументом:   эти трубы не  находятся  на балансе ПТВС, поэтому и ремонтировать они их не обязаны и не будут.  После долгих мытарств жители с жалобой обрались в городской акимат.  Для решения этой проблемы состоялась их совместная встреча с представителями  акимата и ПТВС.  Работники предприятия тепло-водоснабжения   настаивали на своей позиции: трубы ремонтировать не будут. А вот состоится реконструкция водовода, и  он будет по всем правилам, с соблюдением  всех  юридических норм  оформлен и передан на баланс города. Вот тогда, пожалуйста, а так  – нет. И неизвестно, как долго бы длилась эта тупиковая ситуация,  если бы на счастье жителей улицы,  мимо не проезжал прораб участка Гусейн, или как  все его зовут  в народе просто « дядя Гена»,  который и стал очевидцем этой взволнованной встречи.  Он подъехал узнать,  в чем дело и  предложил  решение этой проблемы,    причем очень простое и логичное. –  Учитывая  сложившуюся ситуацию,  – сказал он, – его бригады  готовы  немедленно приступить к работе и заменить старые прохудившиеся трубы.  Д ля этого достаточно  только распоряжения его непосредственного начальника.  И  надо сказать,  что это был именно тот момент,  когда все дело разрешилось благодаря вовремя и правильно принятым решениям. Директор ТОО «Сарыарка» Ержан Муканов  отдал распоряжения, которые были поддержаны и представителями городского акимата.  И закипела работа. В результате,  в кратчайшие сроки,   не за 10  дней, которые бы полагались по срокам,  а всего за какие-то три-четыре дня  в домах  жителей  улицы Букурова наконец-то появилась долгожданная вода. Следует отметить,  что согласно условиям тендера,  в дома всех жителей этих микрорайонов проводится не только  вода,  но и еще бесплатно,  за счет государства,  устанавливаются вентиля, краны, счетчики холодной воды. На рекордный срок  работ,  положительно   повлияли, наверное,  и сами жители.  Они  всех парней из бригад, работавших на этом участке,  принимали почти как родных. Многие и в дома приглашали,  и чаем поили, и  предлагали отобедать вместе с их семьями. Правда, следует сказать, что такое редкое радушие и понимание рабочие встречали отнюдь не у всех жителей этого микрорайона. Порой их просто не пускали во двор дома,  где должны быть вестись работы.  – И что вы делали в этом случае?  – спрашиваю я у начальника бригады.  – Да просто с людьми надо было поговорить,  все хорошо объяснить. И  все, как правило, после этого вся ситуация разрешалась положительно. Почему не пускают, ведь вроде бы  все работы ведутся для их же блага? Да причин здесь несколько: одни  категорически против счетчиков воды и считают, что в этом случае им придется намного больше платить за воду, чем прежде,  другие не пускают во двор своих домов, опасаясь, что рабочие нарушат внутренние хозяйственные коммуникации, уже проведенные в доме, и так далее,  – пояснил ситуацию начальник участка Гусейн  Хаджимсанлов. Таким образом, в настоящее время близятся к  завершению работы по реконструкции труб холодной воды, а в недалеком будущем будет проведены и канализация, и горячая вода в эти микрорайоны города, во всяком случае именно в этом нас заверили работники ТОО «Сарыарка».
В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ Проблемы предотвращения случаев проявления религиозного экстремизма, повышение уровня религиозной грамотности населения являются одними из самых актуальных в настоящее время. Их острота не снимается временем, она не теряет своей востребованности и злободневности, что особенно важно  в контексте пагубного влияния, одурманивания  сознания юных, еще неокрепших  духом,  тех, кто наиболее часто попадает в сети «ловцов  душ» – многочисленных самозваных  проповедников  якобы «истинной веры». Поэтому у недавно открытого в нашем городе КГУ «Центр изучения и анализа проблем межконфессиональных отношений отдела внутренней политики г. Жезказгана» впереди большие и важные задачи по противодействию их тлетворному влиянию. Акимом города Жезказгана Батырланом Ахметовым утвержден план работы по предотвращению случаев проявления религиозного экстремизма и повышению религиозной грамотности населения. Для достижения этих целей в рамках разъяснительной работы проводятся серии встреч городской информационно-пропагандистской группы. Одна из них прошла в здании городского акимата.  Открыл встречу просмотр небольшого видеоролика, посвященный трагичной судьбе пятерых юных казахстанцев, которые посредством сети Интернет стали адептами и приверженцами взглядов Саида Бурятского. Этот псевдо проповедник нового толка  имеет свой сайт во «всемирной паутине», его ежедневно посещают сотни  молодых людей. Молодость – это тот возраст, когда особенно часто задумываются о смысле жизни, о вере, об истине и своем предназначении. И очень важно, чтобы именно в этот период рядом с молодыми находился умный и знающий человек. А в противном случае, молодые люди, подобно пятерым казахстанцам, станут жертвами враждебной агитации.  Так, наслушавшись провокационных  речей Саида Бурятского, пятеро молодых людей, вопреки воле своих родных, отправились на «джихад» – «священную войну против неверных» на Кавказ.  Там, во время одной их антитеррористических операций  российских спец.войск, они  были уничтожены вместе с участниками незаконных бандитских формирований. Матери этих ребят говорят о том, что они даже не подозревали о том, какие именно сайты посещают их дети. И они сегодня все бы отдали за то, чтобы можно было повернуть время вспять, тогда бы они сделали все от них зависящее, чтобы уберечь своих мальчиков от этой трагичной ошибки и воспрепятствовали бы их отъезду. К сожалению, жизни этих молодых ребят уже невозможно спасти, но можно предостеречь от подобной ошибки других молодых ребят. Для этих целей очень важно объединение всеобщих усилий. Важно каждому родителю точно знать, какие именно сайты посещает его ребенок, с кем он общается в сети, кто его друзья и единомышленники. Родителей должны насторожить видимые изменения в поведении подростка: когда он начинает отвергать привычную пищу, ваш образ жизни в целом, традиционные религиозные взгляды и так далее.  Директор центра изучения и анализа проблем межконфессиональных отношений отдела внутренней политики  г. Жезказгана АйшагульТасмаганбетова, начавшего свою  деятельность в начале текущего года, продолжила встречу  информацией  о религиозной ситуации в Жезказгане, об обеспечении эффективного взаимодействия  государственных органов и гражданских институтов по улучшению межконфессионального согласия и противодействию проявлениям религиозной нетерпимости и экстремизма. В конце ее всем участника встречи были роздана просветительская литература, специально изданный сборник для повышения религиозной грамотности населения.
ЗОЛОТОЙ ЗАПАС
ЗОЛОТОЙ ЗАПАС Согласно плану подготовки к отчетно-выборной компании в последний день августа в здании городского филиала партии «Нұр Отан» прошел семинар-совещание «Опыт, проблемы ветеранского движения». У любого государства есть золотой запас,  который измеряется в материальном и не материальном плане. Нематериальный золотой запас  страны – это ее ветераны, благодаря их потенциалу, опыту и знаниям  проводится очень большая работа. Ветераны до сих пор в строю, они помогают  сделать нашу жизнь краше и лучше,  благодаря их советам и опыту наш Казахстан достигнет той цели, которую поставил перед нами Президент Нурсултан Назарбаев - войти в число30-ти наиболее развитых стран мира.    Первой на семинаре выступила первый заместитель председателя Жезказганского филиала  партии «Нұр Отан»  Гульмира Каженова, она в торжественной обстановке  вручила партийные билеты  Алтыншаш Агимановой и Балкумис Дуйсенбековой. И напомнила, что на 15-м съезде партии был принят новый формат и изменен эскиз партийного билета.    Следует сказать, что городской совет ветеранов в настоящее время объединяет 25 ветеранских организаций, общей численностью 5000 человек. Председатель городского совета  ветеранов, Аип Байкасинов, рассказал о его работе и  прошедших мероприятиях, посвященных двум знаменательным датам, 70-летию Великой  Победы и 550-летию Казахского ханства, а также  об отчетно-выборной конференции, которая состоится в октябре этого года.    Продолжила семинар своей речью  активист ветеранского движения – Вера Тарасова, которая, в частности, отметила: «Наша главная задача сегодня – это качественное проведение отчетно-выборной конференции, также новшеством является то, что в состав советов первичных ветеранских организаций  будет избираться мобильная группа, которая будет действовать, работать и нести в массы все  новое, что появляется в развитии ветеранского движения».    На семинаре также выступили председатели советов ветеранов здравоохранения,   образования,  ПТВС и УВД.  
От Милана до Астаны
От Милана до Астаны 3 августа АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» совместно с посольством Франции в Казахстане при участии с компанией Alstom была организована торжественная встреча участницы имиджевой велогонки «Sun Trip - From Expo to Expo» Паулин де ла Марнье. Француженка посетила три столицы ЭКСПО – Милан (2015), Анталью (2016) и Астану (2017). На площадь монумента Байтерек Паулин приехала на велосипеде, на котором проделала путь в 9 тысяч км. Торжественная встреча началась с приветственного слова Чрезвычайного и полномочного посла Франции в Казахстане Франсиса Этьена. Целью данного тура является возможность продемонстрировать близость Европы и Казахстана, а также идея продвижения «чистой» энергии – велосипед Паулин работает за счет солнечной энергии. Такой велосипед может проделать около 200 км в день и ехать со скоростью 40-60 км/час, однако, как заметила сама Паулин, главное – выносливость велосипедиста.  «Проект Sun Trip зародился в 2013 году как инициатива, направленная на продвижение экологических видов транспорта. Суть велогонки такова - несколько десятков людей путешествуют по миру, используя велосипеды на солнечной энергии. По дороге спортсмены останавливаются в городах, общаются с местным населением и личным примером демонстрируют, что пришло время «чистой» энергетики. В этом году все начиналось с большего количества людей – несколько десятков человек выехали в тур из Милана в Анталью, однако с Антальи до Астаны решилась ехать только Паулин. «OTAU TV» По состоянию  на 13 июля 2015г. количество абонентов национального спутникового телевидения «OTAU TV» составило около 914 тыс. домохозяйств, сообщают представители национального оператора в области телерадиовещания РК АО «Казтелерадио». Это означает, что 3,6 млн казахстанцев наслаждаются просмотром отечественных и иностранных телеканалов в цифровом качестве.  Из них 54 413 домохозяйств приходится на Карагандинской область, то есть услугой «OTAU TV» в регионе пользуются люди в 420 населенных пунктах.   Теперь, когда цель успешно достигнута, «OTAU TV» начинает пользоваться спросом и у жителей городов. За столь короткий период АО «Казтелерадио» также выполнило ряд задач. В июле 2012г. с участием Елбасы Нурсултана Назарбаева был запущен проект по внедрению цифрового эфирного телевидения. На сегодняшний день 72% населения республики имеют доступ к цифровому эфирному телевидению, а это около 12 миллионов казахстанцев. В июле 2014г. в рамках Дня индустриализации с участием Президента РК Н.Назарбаева АО «Казтелерадио» презентовало два инновационных проекта: «Национальное интернет-вещание «GALAM TV» и «Телегазета».  Для удобства клиентов национального спутникового телевидения, а также с целью создания конкурентной среды, поставку, монтаж и обслуживание комплектов  приемного оборудования обеспечивают дилерские организации из числа субъектов малого и среднего бизнеса, число которых превышает уже 400 человек.  В целях эффективной работы с населением и дилерами работает единая служба приема и обработки обращений (Call-Сenter) по телефону 193, без перерывов, праздничных и выходных дней.  АО «Казтелерадио» регулярно радует своих абонентов различными акциями, розыгрышами, по итогам которых жители страны становятся счастливыми обладателями ценных призов и подарков от «OTAU TV». Так, весной текущего года, по итогам акции «Наурыз с OTAU TV» абонент из Астаны, Мариям Юсупова,  выиграла поездку на двоих на остров Гоа, другая жительница столицы, Перуза Абдумажитова, и житель села Бектобе Жамбылской области, Абдразак Жолшыбеков, стали обладателями современных телевизоров. Еще 55 абонентам были отправлены памятные призы и сувениры. Не успев подвести итоги предыдущей акции, Казтелерадио запускает следующую акцию. Так, в период с 1 июля по 30 сентября 2015 года все абоненты «OTAU TV» при подключении платных пакетов через карты оплаты получают дополнительные бесплатные месяцы просмотра. К примеру, оплатив пакет «Элит» на 6 месяцев, абонент получает в подарок 1 месяц бесплатного просмотра, при подключении на 12 месяцев, в подарок предоставляется дополнительных 3 месяца бесплатного просмотра пакета «Элит». 
ЛИДЕР ОТРАСЛИ
ЛИДЕР ОТРАСЛИ На очередном аппаратном совещание акимата города Жезказган руководителю предприятия ТОО «Жезкенконтракт» Кенжегаре Ахметову был присвоен статус «Лидер отрасли».    Заместитель  акима города Амангали Мухамбедин в торжественной обстановке вручил  руководителю предприятия, Кенжегаре Аскаровичу,  сертификат,  серебренную и бронзовую медали от оргкомитета Национального бизнес-рейтинга. По результатам статистического ранжирования  2013-2014 года, которое было основано на информации об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет,  ТОО «Жезкенконтракт» среди предприятий Республики Казахстан заняло 54 место, а среди предприятий по Карагандинской области по критерию «Налог на добавленную стоимость»   –  6-ое место.  ТОО «Жезкенконтракт» действует в нашем регионе с 1998 года, в начале своего существования оно занималось торгово-закупочной деятельностью. С 2007 года, после перепрофилирования,  предприятие переориентировалось  на обеспечение перевозок населения  маршрутными автобусами.  Сегодня ТОО «Жезкенконтракт» является перевозчиком маршрутного такси Жезказган-Сатпаев , стоимость проезда на котором составляет всего 150 тенге,  что делает его  одним из самых востребованных видов общественного транспорта. Так,  перевозкой пассажиров между городами Жезказган и Сатпаев сегодня  занимаются 6 маршрутных такси. По словам руководителя предприятия ТОО «Жезкенконтракт» Кежегары Аскаровича, его предприятие  не стоит на месте, оно развивается, и уже в октябре этого года будут приобретены  дополнительных  еще шесть маршрутных такси, что облегчит работу  по перевозке пассажиров и сократит время интервала движения  в графике  «маршруток». 
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА – КАК СУДЬБА…
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА – КАК СУДЬБА… Не бывает плохих профессий, тем более, если они служат людям. Одной из таких нелегких, но таких важных для страны профессий является профессия железнодорожника. Тех, кто днем и ночью  трудится в транспортной отрасли и обеспечивает все условия для того, чтобы мы могли комфортно путешествовать на любые расстояния, перевозить грузы и т. д.  По традиции, каждый год в начале августа празднуется их профессиональный праздник. На днях в казахском музыкально-драматическом театре им. С. Кожамкулова  прошло торжественное собрание, посвященное  Дню работников транспорта, где чествовали железнодорожников.   Железнодорожники – это не просто работники отрасли, это те люди, которые связали свою жизнь с железными путями и посвятили себя железной дороге! Первым со словами поздравления выступил и.о. директора филиала Жезказганского железнодорожного комплекса ТОО «KMTranco» Габиден Асанов:                                              – От имени руководства  и от себя лично поздравляю вас с вашим профессиональным праздником! И хочу пожелать вам крепкого здоровья, счастья в личной жизни, успехов в труде и отличной службы на работе! За высокое мастерство и стремление к совершенствованию в профиссиональной деятельности в номинации «Лучший по профессии» были награждены: Саттар Карабеков – слесарь по ремонту подвижного состава, Руслан Абенов – осмотрщик-ремонтник вагонов. Наградой за профессионализм и высокие трудовые достижения в номинации «Лучшая бригада» были удостоены: Алимжан Боранбаев, Александр Попов, Кайрат Татиков. За высокий профессионализм и значительный вклад в развитие компании в номинации «Лучшая служба» была награждена служба эксплуатации подвижного состава. Заместителю начальника службы – Игорю Юрьевичу –  был вручен вымпел «Лучшая служба», а также сертификат об освобождении от ежегодной проверки знаний на 2016 год.       От имени первого заместителя председателя  Карагандинского филиала партии «Нұр Отан» при ТОО «Корпорация Казахмыс» Бауыржана Шингисова поздравил заведующий сектором организационно-партийной работы Сакен Смагулов. Почетной грамотой и денежным вознаграждением были награждены Сергей Недопекин, Болат Мусабеков, Канат Мендибаев, Надежда Першинова, Серик Меркутов, Кайрат Тулкибаев, Станислав  Бахман, Еркебулан Галимзянов,  Тулеубек Аралбаев, Пернегуль Бакирова. Председатель Жезказганской профсоюзной организации «Кәсіп Қазақмыс» Ерболат Сатыбалдин наградил нагрудным знаком ІІІ степени «Еңбек даңқы» Георгия Позиховского, также отметил заслуженных работников почетной грамотой и денежной премией. Также с профессиональным праздником железнодорожников поздравили председатель профсоюза «Кәсіп Қазақмыс» Жезказганского железнодорожного комплекса ТОО «КМ Транко» Елдос Абикенов, председатель союза молодежи ЖЖДК Лада Жеребенкова. В праздничной концертной программе, украсившей чествование железнодорожников,  выступили Алгыс Нурманов и танцевальный ансамбль «Шұғыла».
СТОП-НАРКОТИК
СТОП-НАРКОТИК Главной транспортной прокуратурой на расширенном заседании коллегии рассмотрены вопросы выявления и расследования уголовных дел, связанных с наркотиками.   В конце июня текущего года состоялось расширенное заседание коллегии Главной транспортной прокуратуры по вопросу борьбы с правонарушениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств за истекший период 2015 года. В работе заседания приняли участие руководство и сотрудники ДВД на транспорте, ПС КНБ РК, Управления по расследованию правонарушений в налоговой и таможенной сферах КГД, а также все 24 районные транспортные прокуратуры в режиме видеоконференцсвязи. Рассмотрены проблемные вопросы, возникающие на начальном этапе оперативно-следственных мероприятий при обнаружении и изъятии наркотиков, в том числе при взаимодействии между сотрудниками различных служб и ведомств. Для создания эффективной системы противодействия органы уголовного преследования ориентированы на достижение целевых индикаторов, предусмотренных Отраслевой программой борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2012-2016 годы. Правоохранительным органам даны конкретные поручения и ориентиры по пресечению каналов поставок, контрабанды наркотиков в страну на железнодорожном и воздушном транспорте, а также трафика и транзита наркотиков через территорию Казахстана в приграничные государства. В завершение члены коллегии выработали ряд рекомендаций и поручений по укреплению законности и правопорядка на транспорте.
МИССИЯ ПАРТИИ «НУР ОТАН» В 21 ВЕКЕ
МИССИЯ ПАРТИИ «НУР ОТАН»  В 21 ВЕКЕ На днях Карагандинский филиал партии «Нұр Отан» при корпорации «Казахмыс» организовал встречу руководителей городского акимата, членов партии  с рабочими жезказганской ТЭЦ. Тема, звучавшая на повестке дня, – «Миссия партии «Нұр Отан» в ХХ1 веке. Участники встречи,  депутаты -  Жезказганского городского маслихата и члены бюро политического совета Карагандинского филиала партии «Нұр Отан» при корпорации Казахмыс, Станислав Филипович и  Ярмак Николай,  представитель по Жезказганскому  региону Карагандинского филиала партии «Нур Отан» при корпорации Казахмыс Есмаганбетов С.М. отметили важную роль партии в современном веке:  – Партия «Нұр Отан» - доминирующая политическая сила, консолидирующая общество и обеспечивающая реализацию государственного курса Елбасы. Под руководством Президента страны – основателя партии – народ Казахстана создал благополучное общество и демократическое государство с динамично развивающейся экономикой. Главным результатом наших усилий стала досрочная реализация основных положений Стратегии «Казахстан-2030». Наша миссия – обеспечение эволюционного развития и построение демократического, процветающего, конкурентоспособного и социально ориентированного государства, где каждый целеустремленный, законопослушный и трудолюбивый гражданин будет приносить пользу себе и обществу. Главным нашим достоянием является – независимость страны, наша идея – процветание Казахстана,  наш политический идеал – Елбасы,  наши ценности: человек, свобода, верховенство закона, справедливость, семья и традиции. Таким образом, подчеркивая историческую ответственность партии, мы заявляем о своей готовности отвечать на вызовы ХХ1 века, взять ответственность за развитие страны и будущие народа. Партия «Нұр Отан» намерена и далее сохранять свою доминирующую роль в жизни страны. «Нұр Отан» - партия ХХ1 века. «Нұр Отан» - партия будущего, – отметили выступающие на встрече, ознакомив далее участников совещания с деятельностью Карагандинского филиала партии «Нұр Отан» при корпорации «Казахмыс».  На данный момент в рядах Карагандинского филиала партии «Нұр Отан» при ТОО «Корпорация Казахмыс» зарегистрировано более 38 тысяч человек. Из них более 90 процентов – это горняки, металлурги, обогатители, работники теплоэлектроцентрали, электрики, железнодорожники, водители и многие другие. И мы гордимся тем, что представляем в своей организации рабочий класс. Это показатель того, что партия «Нұр Отан» – есть истинно народная партия, которая  отстаивает    интересы и чаяния всех слоёв населения. Отрадно то, что многие  первые руководители предприятии корпорации   и председатели первичных партийных организации активно участвуют  в делах партийной организации, способствуют активизации деятельности партийной ячейки и помогают, пропогандируют цели и задачи партии.  Все парторганизации, действующие на предприятиях корпорации, принимают активные участие в общественно-политических и культурно-массовых мероприятиях,  проводимых по инициативе Карагандинского филиала партии  «Нұр Отан». Это – праздничные меропиятия, организованные в связи с профессиональными, государственными праздниками (среди них есть и день энергетика), благотворительные акции, спортивные соревнования. Стало доброй традицией посещение партийцами детских домов гг. Жезказган и Сатпаев, материальная и моральная поддержка детей, финансовая поддержка  отличников учебы  в школах и выпускников школ, детских спортивных команд и отдельных спортсменов. Из наиболее крупных мероприятий, проведенных за последний год, следует отметить следующие: «День партий», акция «Ардагерлерді Ардақтайық», акция «Дорога в школу», слет отличников и т.д. Являясь партией дела Карагандинский филиал партии «Нұр Отан» при корпорации «Казахмыс» оказывает материальную помощь малообеспеченным семьям членов партии, инвалидам,  ветеранам войны и труда, многодетным матерям. В ходе заседания участники встречи задали интересующие вопросы касательно социально-значимых сфер жизнедеятельности города, в частности, расположения территории городской ярмарки, отсутствия городской футбольной команды, о режиме работы детских садов и движению транспорта по городу. 
НОВОСТИ РЕСПУБЛИКИ
НОВОСТИ РЕСПУБЛИКИ  «I-Azamat» В августе стартует новый проект общенационального движения «Қазақстан- 2050» под названием «I-Azamat», который призван выявлять и решать вопросы государственных услуг, оказываемых гражданам. Об этом заявил председатель совета общенационального движения «Қазақстан - 2050» Данат Жумин.   «Идея проекта заключается в том, чтобы мобилизовать граждан на оценку качества государственных услуг. Активисты движения в рамках проекта планируют повышать правовую культуру населения и вовлекать активных казахстанцев в мониторинг качества работы госорганов. Для этого мы просим их делиться с нами историями некачественного оказания услуг. Так мы создаем независимый канал обратной связи между гражданами и организациями, оказывающими государственные услуги», - отметил спикер. По словам Даната Жумина, уже с 1 августа любой желающий может выслать на электронную почту [email protected] свои истории о затруднениях, с которыми он столкнулся при получении госуслуг. Как стало известно, пилотная версия проекта будет запущена в Астане. Уже в сентябре стартует школа «I-Azamat», в рамках которой будут проведены акции гражданского мониторинга. ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ Активисты движения «Қазақстан -2050» инициировали создание городских гражданских советов, цель которых – вовлечение общества в решение локальных вопросов и усиление контроля за деятельностью местных исполнительных органов. Такое заявление в ходе пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций сделал член совета общенационального движения «Қазақстан-2050» Гани Ныгыметов. «В рамках 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ важная роль отводится вопросу вовлечения граждан в процессы принятия решений. В частности, прописывается и необходимость усиления роли общественных советов при государственных органах и акиматах. В связи с этим, активисты движения инициировали формирование гражданских советов, которые будут содействовать местным исполнительным органам в определении и решении актуальных вопросов развития регионов», - отметил спикер. Так, подобный совет уже создан в Астане. Первое его заседание состоялось 22 июня, были обсуждены некоторые вопросы развития столицы. Предложения активистов уже представлены акиму Астаны Адильбеку Джаксыбекову. ПРОТИВ НАСИЛИЯ В ОБЩЕСТВЕ Решить проблему насилия в обществе можно, уделив самое пристальное внимание работе в семьях, детских садах и школах. Такое заявление в ходе пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций сделала генеральный директор института семейного воспитания Софья Евдокимова. «В этой связи институт семейного воспитания занимается оказанием высококвалифицированной помощи родителям. Нами была разработана и внедрена в практику программа профессионального обучения школьных психологов в области семейного воспитания. В ней особое внимание уделяется таким важнейшим вопросам, как установление тесного сотрудничества школьных психологов с родителями учащихся, чтобы помочь им найти ответы на все животрепещущие вопросы», - сообщила Софья Евдокимова. – Школы Казахстана должны быть снабжены методическими пособиями по семейному воспитанию,– заявила в ходе пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций генеральный директор института семейного воспитания Софья Евдокимова. По мнению Софьи Евдокимовой, еще одним способом улучшить работу психологов и, прежде всего, родителей, является проведение регулярных конференций, снабжение учебных заведений методическими пособиями по семейному воспитанию, обучение дошкольных и школьных психологов по программе института семейного воспитания. .ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ ОНЛАЙН Как известно, в Казахстане продолжается реализация государственной программы развития образования, инициированной Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. В ней особое внимание уделяется обеспечению учащихся качественной учебно-методической литературой. В этом направлении ведется активная работа, в частности, экспертные группы постоянно задействованы в совершенствовании содержания учебников. «Мы планируем сделать учебники доступными для широкой общественности еще до их утверждения республиканской комиссией. Любой эксперт, авторизованный на сайте, сможет внести свой вклад в редактирование материалов, исправление ошибок, которые могли быть допущены составителями учебников»,  – отметил председатель комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Саят Нюсупов. Кроме того, кардинально пересмотрен формат самой республиканской комиссии. Теперь в ее состав войдут депутаты мажилиса парламента, видные ученые и эксперты, представители средств массовой информации и НПО. Из их числа сформируют 20-ть экспертных комиссий. «Это обеспечит персонификацию ответственности за качество учебной литературы», – подчеркнул спикер. Таким образом, в Казахстане продолжается работа по модернизации системы образования. ПОВЫШЕНИЯ ЦЕН НА ГСМ НЕ  БУДЕТ На текущий момент на казахстанском рынке нет предпосылок для повышения цен на бензин и дизельное топливо. Об этом в ходе пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций заявил первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин. «Как известно, цены на горюче-смазочные материалы зависят от ситуации на мировых рынках, а также стоимости топлива в соседней России, которая обеспечивает до 30% наших потребностей. Как видно, ни там, ни там каких-либо изменений не предвидится, значит, и предпосылок для повышения цен нет»,  –  отметил спикер. Также он добавил, что проблем с поставками из России нет, перебоев в работе российских нефтеперерабатывающих заводов не ожидается. Кроме того, как стало известно, зависимость от зарубежных поставок будет и дальше снижаться. «Модернизация действующих казахстанских НПЗ позволит к 2017 году полностью покрыть потребности нашего рынка. После этого мы сможем поставлять наше топливо за рубеж», - заключил Узакбай Карабалин. Напомним, в Мангыстауской области планируется строительство нового нефтеперерабатывающего завода. Вместе с уже подобными предприятиями, действующими в Павлодарской, Атырауской и Южно-Казахстанской областях он обеспечит растущий спрос на горюче-смазочные материалы. МОЛОЧНЫЕ РЕКИ Зависимость казахстанского рынка от поставок молочной продукции из-за рубежа снизят с 28% до 18%. Об этом в ходе пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций заявил вице-министр сельского хозяйства РК Ермек Кошербаев. В частности, в течение трех лет планируется повысить импорт продукции казахстанских молочных производств в страны СНГ на 50%. «Для реализации данных поручений планируется привлечение новых компаний на казахстанский рынок, а также расширение уже действующих производств. В стадии реализации находятся три проекта – молочно-товарные фермы – совокупной мощностью 210 тонн молока в сутки. Новые производства будут построены в Акмолинской, Алматинской и Актюбинской и областях», – сообщил вице-министр. Кроме того, в пилотном режиме в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях будут запущены молочные производства полного цикла, начиная от частных подворьев – мелких производителей до молокоперерабатывающих заводов с выпуском готовой продукции. По мнению директора Департамента производства и переработки животноводческой продукции Еркебулана Ахметова, удачная реализации данных проектов позволит начать развитие сети подобных производств по всей стране. А это, в свою очередь, ускорит вовлечение фермерских хозяйств в массовое производство продукции. ДОРОГУ ИНОСТРАНЦАМ Напомним, Главой государства в рамках плана нации «100 конкретных шагов» в целях повышения инвестиционной привлекательности страны, создания условий для инвесторов с учетом опыта США, Канады, Австралии и других стран поручено пересмотреть миграционный режим в части привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов. Как известно, миграционная политика Казахстана основана на принципах защиты внутреннего рынка труда и привлечения высококвалифицированной иностранной рабочей силы. Для зарубежных специалистов действует система квотирования и рабочих разрешений, которая позволяет контролировать трудовую миграцию. Иностранная рабочая сила представлена выходцами из 144 стран, основная доля из которых приходится на Китай (32%) и Турцию (12%)»,  – сообщил вице-министр здравоохранения и социального развития РК Биржан Нурымбетов. По его словам, Министерство здравоохранения и социального развития продолжает совершенствование действующей системы привлечения иностранных рабочих. Так, в настоящее время разработан законопроект по внесению изменений и дополнений в законодательство по вопросам миграции и занятости. «Проект закона предусматривает привлечение иностранных специалистов вне квоты и без разрешений, введение для иностранцев справки о соответствии уровня их квалификации, внедрение бальной системы оценки иностранных работников»,  –  проинформировал вице-министр. ЛИНИЯ ЖИЗНИ ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана» – профессиональная сеть 15-т и организаций из 11-ти регионов Казахстана, деятельность которых направлена на продвижение защиты прав человека от всех форм дискриминации и гендерного насилия и формирования в обществе культуры ненасильственных отношений в обществе. Программа "Национальная телефонная линия доверия для детей и молодежи" с номером 150  является одним из направлений работы ОЮЛ «Союз кризисных центров» в Казахстане. На 1-ое июля текущего года поступило 173656 звонков, из них по нарушению прав детей – 4551. Также 6 % по проблемам жестокого обращения, сексуальной эксплуатации,  47 % по проблеме  взаимоотношений с окружающими, от 22 % поступили информационно- справочные вопросы: по проблемам нарушения или снижения самооценки, чувства самодостаточности и уверенности, снижение самодостаточности, неуверенность в будущем, неудовлетворенность своим характером, поведением, 2 % –по проблемам злоупотребления вредных веществ, 2 % – дети  с суицидальным настроением, 2,5% –звонки по вопросам ранней беременности и ее тестировании: недомогания во время или после беременности; сохранения беременности или возможности проведения аборта; переживает возникновение беременности как личную катастрофу, значимое кризисное состояние.
ИСТОРИЯ ОДНОГО МУЗЕЯ…
Культурно-историческое наследие ИСТОРИЯ ОДНОГО МУЗЕЯ… На днях в поселке Жезды произошло поистине эпохальное событие – Жездинскому музею истории горного и плавильного дела присвоено имя видного общественного деятеля, краеведа, ветерана Великой Отечественной Войны Макена Торегельдина. Столь значимое событие было документально подкреплено Постановлением Правительства Республики от 16 февраля текущего года.  Имя Макена Торегельдина, внесшего значительный вклад в развитие  культуры и музейного дела, записано золотыми буквами в историю региона. За время работы в Жездинском  музее Макен Торегельдин был удостоен звания  деятеля культуры РК, Почетного гражданина Улытауского и бывшего Джездинского районов, города Туркестана, медалью «Ерен енбегіүшін», знаком Инженерной академии РК «За заслуги в развитии инженерного дела в Казахстане».  Макен Торегельдин продолжал трудиться не покладая рук и после выхода на заслуженный отдых, он оставил после себя богатое музейное наследие. Жездинский музей, на территории которого расположились два здания и выставка под открытым небом, является единственным в своем роде на всей территории Центральной Азии. Уникальные музейные экспонаты и макеты древнего оборудования, словно для плавки меди, датируемые тысячелетиями до нашей эры, наглядно свидетельствуют о том, что в нашем регионе было хорошо развито производство. Для многих в этом и состоит ценность  и значение музейного фонда. В торжестве по случаю памятного события приняли участие  почетные гости  в лице руководства Жезказгана и Сатпаева, а также руководителей ТОО «Корпорация Казахмыс», представители музеев со всех уголков Карагандинской области. Заместитель акима Улытауского района Берик Акышбеков Аким г. Сатпаева Әнура Омар, приехавший на столь важное мероприятие, разделил радость со всеми гостями празднества. Он поздравил участников и гостей торжества, вручив им памятный подарок, и пожелал организаторам мероприятий дальнейших успехов. Свои поздравления по столь знаменательному  поводу выразили также, руководитель отдела социально-трудовых отношений ПО «Жезказганцветмет» Тогизбай Тажбенов, почетный гражданин г. Сатпаев Яхия Асатов, почетный гражданин Улытауского района ЖетписЖаукасинов, краевед Кенжал Балкенов, сын Макена Торгельдина – Серик Торегельдин. Музей поселка Жезды действует на основе производства. Большое содействие в этом деле оказывает корпорация «Казахмыс». В фондах музея собраны ценные артефакы, демонстрирующие историю развития горно-рудного дела в древние и средние века, они охватывают собой период, начиная  с палеолита и заканчивая космической эрой. В музее, наряду с остальными экспонатами, бережно хранится молот, отлитый в 1994 году собственноручно Главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Своими воспоминаниями о видном общественном деятеле, истинном патриоте своего края и просто замечательном человеке Маткене Торегельдине поделились его современники, ученые-историки, а также сын Серик Торегельдин.     Почетных гостей в поездке по архитектурным достопримечательностям, сохранившим свой первозданный вид на протяжении ряда веков, сопровождала директор Жездинского музея истории горного и плавильного дела имени Макена Торегельдина Зейпин Казанбаева. Высокие гости посетили  мавзоли Алашахана и  Домбауыл, а также расположенное поблизости захоронение Кадыра би.  Руководитель Карагандинского областного управления культуры, архивов и документации  – Кадыр Ашкеев, а также делегация музейных работников отметили высокую организацию экскурсии и были поражен красотой и исторически-культурным наследием Улытауского региона, которые запечатлены в летописи тысячелетий этого волшебного края.  
 
Фотоальбом...
Опрос посетителей сайта
Какой уровень компьютерной грамотности у населения города Жезказгана (в процентах)?
 
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Октябрь 2000 г.
 
СВОБОДНОМУ, ЭФФЕКТИВНОМУ И БЕЗОПАСНОМУ ОБЩЕСТВУ

Есть в истории даты, которые поневоле заставляют оглянуться назад не только для того, чтобы вспомнить прошлое, но и для того, чтобы понять будущее. Ровно десять лет назад была принята Декларация о государственном суверенитете, которая юридически дала начало нашему движению к независимости.
Говорят, что даже боги не могут изменить прошлое. Поэтому нужно признать, что ничего на этой краткой по времени, но огромной по дистанции дороге в 10 лет, мы изменить не в силах. Все наши ошибки и достижения, победы и поражения также стали частью истории.
Если относиться к истории не как к простому собранию фактов, но как к единому потоку событий с глубоким смыслом и связью, то масштаб и дыхание этих 10 лет становятся столь ощутимыми, что становится ясной и перспектива нашего будущего в веке наступающем.
Эта связь между прошлым и будущим нашей молодой страны может быть выражена простой формулой - эффективная экономика, либеральное общество, национальная безопасность.
Следующий, 2001 год, - это год 10-летия нашей независимости. Ни одно десятилетие национальной истории не было столь интенсивным по плотности и драматизму событий, по значению тех свершений, которые оценивать уже не нам, но потомкам. Вся атмосфера 2001-го года должна быть пронизана осознанием этой даты.
1. Перспективы экономического развития страны
Один послевоенный канцлер Германии говорил, что рынки, подобно парашютам, срабатывают только в том случае, когда они открыты. Этой истины мы не знали 10 лет назад, и начало нашего движения в экономике напоминало блуждание в лабиринте. Ни о какой открытости рынков не могло быть и речи. Мы бодро шли ко дну, удерживаясь только за счет огромных внешних долгов советской экономики. Экономика скудных прилавков стала экономикой пустых прилавков. Деньги превратились в хорошо нарезанную бумагу. Остановились тысячи предприятий, сотни тысяч людей сорвались с насиженных мест. В октябре 1990 года единственной проблемой стала проблема элементарного выживания. Память наша избирательна и тот реальный коллапс экономики сегодня представляется чем-то фантастическим из другой, чужой жизни.
Надо было немедленно действовать. Мы начали проводить приватизацию, создавать совершенно иную налоговую систему, формировать отечественное предпринимательство. Мы с нуля создали современную банковскую систему. Мы завоевали свою нишу на очень жестком конкурентном внешнем рынке. Мы перестроили экономические отношения на селе. А параллельно с этим решалась труднейшая задача строительства собственной государственности - от национальных вооруженных сил до создания посольств в десятках стран мира. Мы вынуждены были пойти на болезненные реформы. Социальная цена реформ, особенно на первом этапе, была велика. Ставка была так высока, что стоял вопрос: быть или не быть независимому Казахстану?
Но только за счет тех реформ, что были проведены за последние девять лет, мы смогли сохранить стабильность и набрать темп для экономического роста, самого высокого по уровню во всех странах СНГ.
* * *
Это не пустые слова. Это факты, с которыми трудно спорить. За девять месяцев текущего года рост производства промышленной продукции больше 15 процентов. Внешнеторговый оборот вырос почти на 30%, экспорт вырос на 80%. Инвестиции в основной капитал возросли на 13%, вклады населения в банках - на 83 процента, объем кредитования реального сектора - на 60 процентов.
За восемь месяцев мы добились положительного сальдо торгового баланса в 2,6 миллиарда долларов, растет профицит платежного баланса.
Номинальные среднедушевые денежные доходы населения увеличились почти на 21 процент, среднегодовые денежные расходы - больше чем на 22 процента.
* * *
Но, решая задачи экономического выживания, мы никогда не забывали о перспективе. Поэтому три года назад я объявил о перспективном видении в “Стратегии развития Казахстана до 2030 года”.
Несмотря на ряд региональных кризисов 1997-1998 годов, прямо повлиявших на нашу экономику, все экономические параметры, закладывавшиеся в стратегию, реализованы.
Страна управляется из новой столицы. Столица состоялась, несмотря на отдельные скептические заявления. Не обращая внимания на мрачные пророчества о том, что система управления развалится, мы доказали миру и прежде всего самим себе, что умеем добиваться долгосрочных целей.
Мы правильно расставили приоритеты в стратегии. Национальная безопасность и территориальная целостность страны, надежно защищенные границы и политическая стабильность - в этом направлении сделано уже немало.
Экономический рост и повышение уровня жизни населения, которые три года назад на фоне кризиса казались оторванными от жизни иллюзиями, сегодня постепенно превращаются в реальность. Мы занимаем первое место по уровню заработной платы в СНГ. Мы первыми создали накопительную пенсионную систему, и сегодня в пенсионных фондах вклады составляют больше 80 миллиардов тенге.
Как и намечалось в Стратегии, мы последовательно развивали свой энергоресурсный потенциал. Сегодня Казахстан добывает 32 миллиона тонн нефти, а через 10 лет мы выйдем на 100 миллионов тонн нефти.
В эти сложные годы мы реконструировали порт Актау, который сегодня находится на уровне самых высоких международных стандартов. За последние три года построено немало новых и еще больше реконструировано мостов, дорог, аэропортов. Достаточно упомянуть хотя бы великолепный мост через Иртыш в Семипалатинске, который открыт буквально на днях. Все это вклад в стратегическую инфраструктуру, то, без чего ни одна страна не имеет будущего.
Главные наши инвестиции - это инвестиции в человека. Программа “Здоровье народа” полностью сняла проблему с обеспечением лечебных учреждений вакцинами. Мы переломили опасную тенденцию, наметившуюся в 1990-е годы, и началось снижение заболеваемости туберкулезом. Одна из самых эффективных социальных программ - это компьютеризация школ. Мы в ближайшее время добьемся 100-процентной компьютеризации всей системы образования.
Буквально два дня назад мы вернулись из Туркестана, где был отмечен полуторатысячелетний юбилей этого уникального центра тюркской культуры. Символично, что юбилей отмечен в Год поддержки культуры. В этом удивительном месте понимаешь, что культура действительно есть “то, что остается, когда все остальное забыто”. Мы свою культуру забывать не вправе.
Говорят, что не критикуют только тех, кто ничего не делает, ничего не говорит и никем не является. Конечно, мы в долгу перед нашей культурой, но сказать, что ничего не делается, было бы против истины. Только в этом году в Казахстане открыто 468 библиотек, 238 клубов, 5 театров, 5 музеев. Всего будет открыто новых или восстановлено ранее закрытых более тысячи объектов культуры. Мы затратили на реконструкцию и ремонт объектов культуры больше трех с половиной миллиардов тенге. Только за этот год мы открыли Государственный музей и оперный театр в Астане, музыкально-драматический театр в Петропавловске, театр музыкальной драмы в Уральске, до конца года завершим реконструкцию оперного театра в Алматы. Есть и такая малозаметная, но важная цифра - сельские библиотеки страны получат больше полумиллиона новых книг. В 2001-м году в проекте бюджета на развитие культуры заложено на 600 миллионов тенге больше.
Мы радикально изменили систему отбора государственных служащих. То, на что другие страны тратили десятилетия, мы создали за два последних года. Только в 2000 году около девяти тысяч государственных служащих были приняты по результатам открытого конкурса. И это в стране, где никогда в истории не было системы конкурсного отбора на государственную должность, а всегда практиковалось телефонное право, блат и политическая благонадежность.
Первый этап реформ, определенных долгосрочной стратегией, закончен, а главные задачи, ставившиеся на первые три года, выполнены.
* * *
Есть такое изречение “Блестящим планам везет на проектировщиков, а скверным планам везет на исполнителей”. Для того чтобы наша Стратегия не оказалась в таком положении, необходима ее конкретизация на ряд более краткосрочных документов, включая пятилетний индикативный и десятилетний стратегический планы социально-экономического развития. Логика этих планов будет базироваться на долгосрочном приоритете экономического роста. Нам необходимо решить ряд задач уже в ближайшие годы.
Первое. Правительству и Национальному Банку необходимо обеспечить быстрое сокращение бюджетного дефицита, как основного фактора сохранения макроэкономической и финансовой стабильности.
В проекте бюджета на 2001-2003 годы Правительством такие задачи ставятся. Начиная с бюджета 2002 года дефицит бюджета не должен превышать полутора процентов от ВВП.
Правительство должно найти механизмы изъятия сверхдоходов компаний, работающих на сырьевом рынке.
Нас не может устроить и низкий уровень сборов по акцизам и ряду других налогов. Акимы должны не столько бороться за субвенции и изъятия, сколько заниматься мобилизацией доходов на местах. Законопроекты и средства бюджета для этого подготовлены. Надо принять эти законы и расширить доходную базу. Я надеюсь, что до конца года будет принят предложенный мною первого сентября блок законов, в первую очередь - Налоговый кодекс.
Необходимо сокращать управленческие звенья, и особенно на местах, последовательно переводить их в частный сектор.
Не может удовлетворять практика долгов и заимствований. В заимствованиях надо отказаться от всех коротких и дорогих займов, сосредоточившись на длинных и льготных средствах.
В 2002 году следует закончить разделение доходной и расходной частей государственного бюджета между республикой, областями и районами.
Реализация задачи проведения гибкой макрополитики и создания резерва для бюджета в кризисных ситуациях требует эффективного создания накоплений в национальном фонде и управления его активами.
Надо вывести на новый уровень страховой рынок, рынок ценных бумаг, использовать пенсионные накопления.
Пришло время задействовать все накопления наших бизнесменов, которые хранятся за рубежом и кормят чужую, а не свою экономику, или хранятся в чулках. Необходимо их амнистировать и запустить на нужды нашей экономики.
Второе. К сожалению, у нас сильно отстает реальный сектор. Он непрозрачен для инвесторов, нет современного учета и отчетности, запутаны отношения между собственниками и менеджерами. Мы должны сформировать мощный частный сектор в экономике, понятный для банков и инвесторов. Для этого, как предусмотрено моим Указом, Правительство в 2001-2002 году должно завершить всю приватизацию там, где это положено.
Третье. Много белых пятен остается в системе социальной защиты и трудовых отношений. Нам срочно необходимы целостная Концепция социальной политики, а не импульсивные рывки частного характера. И профсоюзам, и работодателям надо здесь тоже работать, засучив рукава, а не только требовать.
Кризис не дал нам возможности заниматься всерьез благосостоянием людей. Теперь пришло время. Поэтому я поручаю Правительству в 2001 году: повысить заработную плату работникам бюджетных организаций (кроме госслужащих) на 30%; работникам силовых структур - на 30-40%; повысить заработную плату судейскому корпусу; повысить минимальную пенсию до 4000 тенге. Приступить к погашению накопленной задолженности перед населением в объеме около 5 млрд. тенге, погасив все долги в 2004 году.
Только из бюджетов всех уровней весь прирост денежных доходов составит более 30 млрд. тенге. Важно, чтобы Правительство и Национальный Банк не допустили инфляции, а акимы, сельское хозяйство, малый и средний бизнес и отрасли товаров народного потребления расширили производство и без повышения цен “проглотили” эту денежную массу.
В 2002 году Правительство должно сосредоточиться только на пенсиях, повышении зарплаты госслужащим, а также дальнейшем погашении долгов перед населением.
Я призываю и частный сектор повысить зарплату наемным работникам. Пора, чтобы люди почувствовали на себе реальное улучшение дел и плоды реформ.
Четвертое. В этом году мы сняли большое бремя долгов с сельского хозяйства. Необходимо, наконец, определиться с землей. Крестьяне должны получить механизмы выведения права землепользования в рыночный оборот и через это - доступ к финансовым средствам. В ближайшие годы обеспечить их реальный доступ к лизинговым компаниям.
Пятое. Главное для целей развития - это внутренние и внешние инвестиции на модернизацию и строительство.
Это создание условий для внутренних сбережений и накоплений. Данная задача решается.
Нужна ясная и понятная индустриальная стратегия, ориентированная в будущее и на реальные рынки сбыта. Сегодня мы можем только говорить о ее контурах.
Понятно, что ключевым внутренним рынком на ближайшие десятилетия будет рынок Каспийского региона и горно-металлургический комплекс. Отсюда перспективы для нефтегазового машиностроения, химии и нефтехимии, промышленности строительных материалов, в организации третьего, четвертого и пятого переделов в металлургическом производстве.
Именно сюда надо нацелить отечественный и иностранный капитал, прямые инвестиции.
Свои ниши, как на внутреннем, так и на внешнем рынке заняло сельское хозяйство и пищевая промышленность. Надо их расширять и агрессивнее осваивать.
В связи с тем, что нам на долгие годы придется строить и модернизировать дороги, должны быть технологически оснащены и конкурентны отрасли, обеспечивающие дорожное строительство.
Но надо думать и о ключевом стратегическом направлении - строительстве высокотехнологических производств, ориентированных, прежде всего, на экспорт.
Наконец, задачи развития требуют построения и модернизации мощной транспортно-коммуникационной сети.
Поэтому, 2001 год в экономическом плане для правительства и всех акимов должен стать годом строительства и реконструкции автомобильных дорог.
Не вдаваясь в детали, скажу, что здесь нам предстоит в ближайшие годы: проложить новые транспортные схемы на международные рынки; модернизировать стратегические и транзитные магистрали; активнее строить схемы в направлении “Восток-Запад” и “Юг-Север”, опережающими темпами подтягивать инфраструктуру Каспия, активно вести реконструкцию автодороги Алматы - Астана.
В этом году будет утверждён первый пятилетний индикативный план экономического развития страны.
Что же мы планируем добиться через пять лет на языке цифр? Прогнозы - всегда рискованная вещь, но, опираясь на расчет, мы ставим перед страной и народом новые задачи, и уверены что к концу пятилетия:
  • реальный валовой внутренний продукт вырастет на 30 процентов 
  • прирост реальной заработной платы будет не меньше 25-30 процентов
  • инфляция не будет превышать 4-5 процентов в год
  • налоговые поступления в государственный бюджет дойдут до 25 процентов к валовому внутреннему продукту
  • уровень бюджетного дефицита будет не более полутора процентов к ВВП.

Говорят, что чем дальше будущее, тем лучше оно выглядит. Наверное, это относится ко всем слишком далеким планам. Но мы сегодня можем сказать о своем ближайшем экономическом будущем, что оно выглядит достойно. Вся деятельность правительства, работа всех хозяйствующих субъектов будет ориентирована на достижение этих целей.
2. Демократизация общества - веление времени
Политическая история двадцатого века завершилась раньше календарной, в августе 1991 года, когда просто рухнуло старое общество. Память у нас, как говорится, хорошая, но короткая. Мы стали другими за это десятилетие и потому, наверное, забыли из какого общества мы все вышли.
Мы вышли из общества, в котором совершенно серьезно хотели из разных наций сконструировать жуткого безнационального мутанта, никогда прежде не встречавшегося на полях истории. Мы вышли из общества, где понятие негосударственных СМИ было равно понятию враги народа. Мы вышли из общества, где критика власти заканчивалась банально - тюрьмой или сумасшедшим домом. Мы вышли из общества, где была одна партия с одним монопольным правом на истину.
За 10 лет мы создали общество, где проводятся свободные выборы, где реально действует 16 политических партий, а четыре из них представлены в парламенте. Общество, в котором действует две с половиной тысячи неправительственных организаций. Общество, в котором восемьдесят процентов газет, журналов, телерадиоканалов являются негосударственным. Общество, в котором нормально живут и взаимодействуют сотни разных религиозных общин. Общество, в котором создан профессиональный двухпалатный парламент и независимая судебная система. Ничего из этого у нас 10 лет назад не было. А теперь кажется, что все это было всегда. И самое главное, за все эти драматические годы во всем Казахстане не погиб ни один человек в межнациональных столкновениях, хотя в конце прошлого десятилетия и нам был подброшен кровавый вызов грядущих конфликтов.
Путь, который мы прошли, равен столетию и какие бы фантастические упражнения не практиковались по поводу последнего десятилетия нашей политической истории, зерна от плевел будут отделены, вне всякого сомнения.
* * *
Сходный путь прошли десятки стран мира. Наше отличие состоит в том, что мы наряду с очень немногими странами, смогли пройти этот путь без крови, танков и тысяч жертв, без гражданских войн и потери части территории, без раскола общества по нации или религии. Но содержание процесса демократизации общее.
Главный политический урок конца двадцатого века состоит в универсальности формулы демократизации. Все разговоры об особом типе демократии - это попытки, так или иначе, отойти от демократических принципов. Поэтому мы должны ясно представлять себе, что отход от принципов демократизации есть отход от общемировой тенденции, есть путь никуда. Направление движения наработано многовековой историей демократических обществ.
Но демократизация есть выбор самого общества. Экспорт либерализма в конце двадцатого века, также как экспорт революции в первой половине этого богатого политикой столетия, контрпродуктивен. Не случайно в Декларации тысячелетия ООН, принятой на Саммите тысячелетия 8 сентября 2000 года прямо сказано “Различия в рамках обществ и между обществами не должны ни пугать, ни служить поводом для преследований, а должны пестоваться в качестве ценнейшего достояния человечества. Следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациями”. Говоря об обеспечении всех международно признанных прав и свобод человека, Мировое сообщество в своей Декларации особо подчеркивает необходимость усилий для “поощрения демократии и укрепления правопорядка”.
Именно этот культурный и цивилизационный аспект проблемы демократизации напрочь упускается при анализе того, что происходит в нашем обществе. Где, на каком континенте, в каком веке построили демократическое общество за десять лет, имея примерно такой набор условий?
Во-первых, абсолютный правовой нигилизм в сознании граждан, который культивировался целое столетие? Во-вторых, имея почти полный развал и паралич экономики в результате распада государства? В-третьих, имея общество, состоящее из нескольких десятков наций, разбитых не только по национальным, но и по религиозным и расовым признакам? В-четвертых, создавая при этом собственную государственность? Нет такого государства ни на практике, ни в политической теории.
Когда приводят пример восточноевропейских, балтийских государств или некоторых государств восточной Азии, которые, действительно, значительно дальше продвинулись по пути демократизации, то как-то легко забывают и о большой культурной, национальной, религиозной однородности в этих странах, и о том, что все эти страны имели опыт современной государственности даже в этом столетии, и о том, что был большой опыт демократических традиций, и, наконец, просто забывают о географии.
Поэтому, наше движение к демократии, подчиняясь универсальным закономерностям, должно решить ряд задач. Первое - создать реально правовое государство, где все живут по законам. Конечно, в первую очередь сами государственные структуры должны играть по установленным законом правилам. Такое же требование и ко всем другим субъектам политического процесса. Все граждане должны научиться жить по законам. Это магистральный путь перехода к полной демократии. Ибо закон - это договор между собой и властью. Псевдодемократические лозунги за пределами правового поля в правовом государстве не проходят, так как это приводит к конфликтам, развалу, крови. Второе - демократия, это не только политические свободы при всей их важности и самоценности. Это и реализация ряда других фундаментальных прав, включая право на достойные экономические условия жизни и безопасность. Третье - при либерализации политической системы мы должны постоянно учитывать фактор нарастающего давления международного экстремизма в регионе, сложнейшего национального и культурно-религиозного состава населения. Без учета этого фактора на нашей земле давно вспыхнул бы огонь. Это была бы благодатная почва для рассуждений наших критиков, но мы этого удовольствия им не доставим.
* * *
Однако сегодня мы должны признать, что темпы политической реформы в обществе несколько отстают от масштабов экономических преобразований. Как говорили древние, “не идти вперед, - значит идти назад”.
Демократизация политической системы общества пойдет по нескольким основным направлениям.
Первое. Укрепление независимости судебной системы, правовая реформа.
Первого сентября 2000 года был подписан Указ “О мерах по усилению независимости судебной системы Республики Казахстан”. При Верховном Суде образован Комитет по судебному администрированию. Тем самым, функция обеспечения деятельности судов будет передана из ведения Министерства юстиции высшему судебному органу страны. Дальнейшим шагом в обеспечении автономности судебной системы должно стать принятие нового конституционного закона, определяющего правовое положение судов и судей в Республике Казахстан.
Кроме того, в рамках правовой реформы будет обеспечена передача системы исправительных учреждений из МВД в состав Министерства юстиции.
Второе. Расширение полномочий представительных органов власти.
Новый Закон “О местном государственном управлении” должен четко разграничить полномочия местных представительных и исполнительных органов власти. В частности, необходимо расширить полномочия маслихатов в вопросах контроля деятельности акимов и исполнения местных бюджетов.
Сегодня Парламент обладает реальной властью, вплоть до изменения Конституции, отстранения от должности любого министра, включая и механизмы отстранения Премьер-министра; счетный комитет в основном формируется парламентом.
Но необходимо прямо сказать, что Счетный комитет недостаточно активен. У Парламента есть все возможности кадрового укрепления Счетного комитета, и через этот институт реально контролировать исполнение государственного бюджета.
Третье. Расширение выборности и совершенствование выборного законодательства.
В ближайшее время будет разработана Государственная программа поэтапного введения выборности акимов. В данной программе будет предусмотрено проведение, начиная с 2002 года, выборов акимов сельских округов. По завершении этих выборов переходим к выборности акимов районов и городов. С 2001 года в республике начнётся постепенный переход к практике формирования избирательных комиссий на местах соответствующими маслихатами.
Четвертое. Укрепление институтов гражданского общества. Необходимо принять Закон “О местном самоуправлении”. В соответствии с данным законом в городских микрорайонах, аулах и селах, а также в поселках городского типа будут созданы общественные структуры самоуправления, наделённые реальными полномочиями по решению местных проблем.
Неправительственные общественные организации уже сегодня играют в Казахстане огромную роль и в правозащитной деятельности, и в реализации особых интересов групп населения, и в социальной стабилизации общества. Необходима серьезная государственная поддержка, в частности, через систему грантов на реализацию социально значимых проектов. Пора начинать масштабную работу и в этом плане.
Сегодня нам жизненно важно создать механизм решения социальных противоречий правовыми средствами, предотвратить переход социальной напряженности в политическую плоскость. Ключевым фактором является деятельность профсоюзов.
Поэтому в качестве приоритетного считаю и законопроект “О социальном партнерстве в Республике Казахстан”.
Будет введена практика предварительного обсуждения на сессиях Ассамблеи народов Казахстана, других форумов общественных сил с участием Правительства важных законопроектов. При этом они получат право предоставлять свои рекомендации по учёту интересов различных социальных и этнических групп, как Главе государства, так и Парламенту, Правительству.
Также необходимо упростить порядок выезда казахстанских граждан за рубеж. В этой связи необходимо отменить такую процедуру, как оформление специального разрешения МВД для выезда за границу. Кроме того, будет отменено обязательное присутствие правоохранительных органов на закрытых мероприятиях общественно-политических объединений.
3. Национальная безопасность как основа государственной политики
Есть одна историческая закономерность - переломное время на рубеже веков - всегда несло в себе ростки кровавых конфликтов. Но отличие состоит в том, что сегодня сомнительной привилегией вести войны обладают в основном малые и средние государства мира. И в этом парадоксе находит отражение проблема, имеющая прямое отношение к нашей национальной безопасности.
Глобальное противостояние за последние десять лет ушло, но возник мир локальных войн, в котором гибнут от насилия миллионы людей. И, в основном, это внутренние религиозные и этнические конфликты в молодых независимых государствах. Самое страшное состоит в том, что Центральная Азия относится к числу пяти-шести самых взрывоопасных районов мира и в случае бездействия спокойное будущее нашим народам никто не может гарантировать.
Мы должны ясно понимать, что прежняя система безопасности, которая существовала 10 лет назад, навсегда ушла в прошлое. К сожалению, за эти десять лет ситуация в регионе резко ухудшилась в плане безопасности. Мы должны ясно понимать, что новые угрозы требуют создания новых механизмов национальной безопасности.
* * *
О каких угрозах идет речь?
Речь идет, прежде всего, об угрозе международного терроризма и экстремизма. Это реальная сила и даже самые мощные государства современного мира испытывают мощные удары со стороны экстремистов. Достаточно вспомнить жестокий удар по американским военно-морским силам в Адене несколько недель назад. Экстремизм сегодня - это большие деньги, тысячи превосходно обученных и вооруженных людей с большим опытом боевых действий, это плотные международные связи и контакты, это хорошо разработанная идеологическая платформа. То, что усилия международного терроризма и экстремизма в ближайшем будущем будут нацелены на Центральную Азию, сомневаться не приходится. На это есть ряд причин. Но самая главная - это крушение прежней системы обеспечения безопасности.
Особая региональная проблема - это Афганистан. Эта страна стала не только территорией концентрации экстремистов, но и источников наркотиков и наркобизнеса. Центральная Азия становится постепенно не только зоной наркотранзита, но и зоной активного массового потребления самых тяжелых наркотиков. Афганский наркобизнес наносит страшный удар генофонду центральноазиатских народов. 2000-й год еще не закончился, а только на территории Казахстана задержано около 200 килограммов героина из Афганистана.
Вокруг этой страны много разных поворотов и спекуляций в последнее время. Казахстан всегда держался одной твердой и реалистической позиции. Она сводится к тому, что необходим национальный диалог самих афганцев, а роль всех соседей и международных организаций должна сводиться к поиску вариантов диалога. В афганских горах не достигли победы даже армии Британской империи и военной супердержавы Советского Союза. Надеяться, что кто-то сумеет навязать внешнее силовое решение афганского вопроса - значит плохо знать историю.
Прямо связана с этим и другая угроза - это угроза массовой миграции беженцев и настоящей гуманитарной катастрофы в Центральной Азии. Уже сегодня более 100 тысяч людей на пороге зимы могут хлынуть из Афганистана в наши страны. Если это произойдет, то о стабильности в регионе придется надолго забыть, потому что речь идет не только и стариках, женщинах и детях, но и о тысячах людей с оружием.
Кроме зримых угроз - экстремизма, террористических актов, наркотиков, массового исхода беженцев, есть и другая, незримая угроза. Войны, действительно всегда начинаются в головах людей. Ежедневно и ежечасно идет борьба за сознание наших людей. Не нужно обольщаться и думать, что религиозный экстремизм не касается Казахстана, что у нас иные исторические традиции, что у нас никогда не было фанатизма. Все это так, но время вносит свои коррективы.
* * *
Каковы наши ответы на эти зримые и незримые угрозы?
Всегда есть соблазн найти простой ответ на сложные вопросы. Мы должны найти не простые, но точные ответы. Программа наших действий четко определена в Стратегии национальной безопасности Казахстана, которая принята в конце прошлого года на Совете Безопасности страны.
Во-первых, с точки зрения национальной безопасности и тех среднесрочных угроз, с которыми мы сталкиваемся, самым важным является строительство реальной, а не словесной системы региональной безопасности. Именно для этого нам необходим и Договор о коллективной безопасности, и Шанхайская пятерка. В 2000 году в рамках Договора о коллективной безопасности приняты ясные и четкие решения. Буквально в этом месяце в Бишкеке принято решение о формировании региональных коалиционных группировок войск. Это создаст фундамент новой системы региональной безопасности.
Мы долго шли к этому решению. Это ответственный выбор, и здесь нет конъюнктурной политики. Безопасность государства слишком серьезное дело, и её нужно обеспечивать заранее. Вокруг Договора о коллективной безопасности много спекуляций.
Казахстан видит в этом договоре чистый практический интерес. Мы не собираемся нападать на кого-то или удовлетворять чьи-то геополитические амбиции. У нас одна простая задача - мы должны создать условия для безопасного развития нашей страны в ближайший и среднесрочный период. На данном этапе таким инструментом является Договор о коллективной безопасности.
Не больше, но и не меньше того. Все, что выходит за пределы этой задачи, как говорится, от лукавого. Кроме ДКБ мы будем наращивать и потенциал Шанхайской пятерки, и возможности Договора между центральноазиатскими странами о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом. Необходима будет поддержка депутатов по ратификации целого ряда новых международных договоренностей.
Во-вторых, как бы хороши не были соседи, уважают, как правило, сильных соседей. Эта истина не претерпела изменений тысячи лет со времени появления первых государств. Мы должны построить сильную современную армию. При этом не нужно уподобляться тем генералам, что всегда готовятся к прошлой войне. Характер задач, который стоит перед нашей армией совсем иной, чем 10 лет назад.
В 2000-м году впервые в последнее десятилетие началось реальное увеличение финансирования армии. Мы начали формирование военных округов на территории Казахстана, в первую очередь Южного и Восточного военных округов. Начата подготовка новых специализированных подразделений для современных локальных войн. Мы существенно укрепили границу. Буквально в течение года созданы новые погранотряды на тех направлениях, которые никогда не были под действенным пограничным контролем. Аналогичная работа проведена по линии таможни. За этот год намного жестче стал миграционный контроль. Наши спецслужбы провели эффективные мероприятия по профилактике и пресечению деятельности экстремистских групп на территории Казахстана.
Порой приходится повторять очевидное, но истина состоит в том, что Казахстан был, есть и будет самым стабильным и безопасным государством в регионе, и мы твердо держим руку на пульсе.
Сложность проблем в сфере безопасности требует постоянного опережающего действия со стороны государства. Я дал поручение Совету Безопасности и силовым структурам подготовить Государственную программу борьбы с терроризмом и экстремизмом на 2001-2003 годы. Оценка работы силовых структур будет определяться во многом эффективностью их работы по данному направлению. Особого внимания требует состояние Вооруженных сил. Правительству страны необходимо решить три задачи:
  • ежегодно не менее 1 процента валового внутреннего продукта выделять на нужды Министерства обороны;
  • сформировать современную систему территориальной обороны;
  • восстановить полноценную систему мобилизационной подготовки.

В-третьих, наркобольное общество не может быть безопасным. Об этом мне уже приходилось говорить в прошлогоднем послании. Да, в этом году принята и пятилетняя стратегия, и двухлетняя государственная программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом. Но никаких серьезных сдвигов не произошло, и цифры показывают только ухудшение ситуации. Мы понимаем, что, находясь на пути огромного наркотрафика, одними внутренними усилиями проблему не решим. Но это не повод сидеть, сложа руки.
Нужно немедленно принять ряд жестких и конкретных мер. Я поручаю Правительству разработать и внедрить в каждой области программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом, в бюджете каждого региона предусмотреть средства на финансирование этих программ. В каждой области страны необходимо создать или укрепить существующие наркодиспансеры и центры медико-социальной реабилитации. Дать предложения по усилению ответственности за распространение наркотиков и напрямую связанную с наркобизнесом экстремистскую деятельность. Я надеюсь на поддержку депутатского корпуса в этом вопросе. Совет Безопасности страны должен провести реальный анализ таможенного и пограничного контроля по выявлению наркотиков и рассмотреть этот вопрос в начале 2001 года со всеми предложениями и выводами.
В-четвертых, с 2001 года начнется реализация подготовленной по моему поручению Стратегии экономической безопасности страны. В ближайшее время она будет обсуждена на Совете Безопасности. Изучение мирового опыта, в том числе и опыта стран, переживших сходные изменения, привело к созданию модели, в которой выделено четыре основных элемента экономической безопасности - структурного, технологического, институционального и финансового. На основе этой стратегии будет разработан конкретный план мероприятий правительства.
* * *
Все наши экономические и политические планы останутся для истории и потомков просто кругами на воде, если мы, наше поколение, не сможем решить стратегическую задачу - обеспечить национальную безопасность граждан, общества и государства, одним из правовых истоков которого, стала принятая в такой же осенний день, десять лет назад, Декларация о государственном суверенитете нашей страны.
 
 
 
 
Подписка на новости
e-mail:
Қазақша
Русский
English
RSS